ТРАНСПОРТ
По развитию транспортной инфраструктуры Республика Мордовия находится на одном из первых мест в Приволжском федеральном округе. Основными видами транспорта являются железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный. По дорогам Мордовии осуществляются транспортные связи Центра и Юга России с регионами Поволжья, с Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком.
Современная эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 546 км. В пределах республики проходит несколько железнодорожных линий: Москва – Рузаевка – Самара; Рузаевка – Красный Узел; Арзамас – Красный Узел; Красный Узел – Канаш; Рузаевка – Пенза; Кустаревка – Вернадовка; Потьма – Барашево. Система железных дорог связана в единую сеть посредством узлов, основными из которых являются Рузаевка, Красный Узел, Потьма. Важнейшими центрами грузо- и пассажироперевозок являются Саранск и Рузаевка.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования в республике 6 206 км, в том числе с твердым покрытием – 4 574 км, из них федеральные – 400, республиканские – 4 174 км. Густота дорожной сети возрастает возле районных центров и особенно Саранска. Автомобильный транспорт по значению в хозяйственной жизни Мордовии занимает ведущее место. Он обеспечивает внутриреспубликанские экономические связи. Грузовые перевозки осуществляются транспортом общего пользования и ведомственным. В последние годы, кроме государственных автотранспортных предприятий, функционируют частные. Их удельный вес в перевозке грузов составляет около 30 %.
Воздушные перевозки в республике осуществляются Саранским авиапредприятием. С вводом в эксплуатацию бетонной взлетно-посадочной полосы аэропорт может принимать современные тяжелые турбореактивные самолеты. Роль авиационного транспорта значительна в перевозке пассажиров, почты и срочных грузов.
В 2010 г. железнодорожным транспортом было перевезено 3,6 млн т грузов и 1,4 млн пассажиров, автомобильным – 4,9 млн т грузов и 63,4 млн пассажиров. Воздушным транспортом за тот же период было перевезено 21,0 тыс. человек.
Трубопроводный транспорт – самый молодой вид транспорта в Мордовии. Его удельный вес в общем грузообороте постоянно возрастает. Это узкоспециализированный, но весьма экономически эффективный вид транспорта. По территории республики проходят магистральные газопроводы: Уренгой – Помары – Ужгород, Уренгой – Центр-1, Уренгой – Центр-2, Ямбург – Елец-1, Ямбург – Елец-2, Ямбург – западная граница СНГ («Прогресс»). Протяженность магистральных газопроводов, газопроводов-отводов и распределительных газопроводов 13 068,5 км. В республике функционируют 23 районных участка ООО «Мордоврегионгаз», 2 газораспределительные организации.
СВЯЗЬ
Отрасль связи в республике представлена почтовой и телефонной связью, Интернетом, операторами мобильной связи, организациями, предоставляющими услуги радиосвязи, кабельного и цифрового телевидения, радио- и телевещания. В Мордовии обеспечен повсеместный доступ к услугам связи за счет внедрения универсальных технологий с использованием таксофонов и пунктов коллективного доступа, высок уровень телефонизации домохозяйств и цифровизаии местной сети.
Число телефонных станций городской сети в 2010 г. составило 102 единицы, сельской – 368. Емкость телефонных станций сети общего пользования увеличена до 335 тыс. номеров, число телефонных аппаратов достигло 251,4 тыс. (в том числе в сельской сети – 72,5 тыс.), число таксофонов городской и сельской телефонной сети – 1,5 тыс.
Телевизионным вещанием охвачено все население республики. В последние годы изменение качественных параметров происходит за счет развития многоканального, цветного и спутникового телевидения.
Интенсивное развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктур способствует росту качества жизни населения, развитию социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, построению инновационной экономики и повышению эффективности государственного управления. Развитие IT-технологий в республике будет также определять успешную деятельность Технопарка.
Основные задачи в области развития транспорта в среднесрочной перспективе: обновление автомобильного парка и подвижного состава пассажирских и грузовых перевозчиков; совершенствование логистики и увеличение складских мощностей для развития оптовой и розничной торговли; развитие высокоскоростного сообщения с крупными городами Центрального и Приволжского федеральных округов: Москвой, Самарой, Нижним Новгородом, Казанью.