История мордовского края / Старейшие города Мордовии

Градостроительная традиция зародилась в мордовском крае в конце XVI – начале XVII в., в период основания «новоземельных» крепостей. Они были построены в стратегически важных местах на лесостепных сторожевых границах Русского государства, интенсивно расширявшегося тогда в юго-восточном направлении. Здесь русская градостроительная традиция в течение нескольких веков взаимодействовала с крестьянской – мордовской и русской строительной практикой.

Композиционным центром городов того периода была крепость правильной геометрической формы. Геометризм подчеркивал центральное положение крепости в природном ландшафте и символически уподоблял ее Небесному Граду. Так как формы сооружений подчинялись рельефу, их геометрия частично искажалась (что было характерной чертой средневековой архитектурной эстетики). Расположение и размер отдельных элементов сооружения диктовались, разумеется, не композиционными, а фортификационными требованиями: главные ворота располагались там, куда подходила дорога, самая крупная башня ставилась в наиболее уязвимом месте и т. д. Размер крепостей также регламентировался – периметр стен прямоугольных опорных крепостей закладывался в пределах 400 – 500 саженей (в Саранске он составлял 470 саженей. В облике крепостей подчеркивалась внушительность и неприступность.

Стандартными объемно-планировочными элементами крепости являлись стены и башни нескольких типов. Для стеновых конструкций XVI – XVII вв. характерны так называемые «тарасы» и «городни». Общая высота стен доходила до 8 – 10 м. Башни высотой в 15 – 20 м (четверики, шестерики или восьмерики) имели ярусную объемную композицию с выразительной пластикой: проездные башни, как правило, представляли собой в нижней части четверик с воротами, переходящий в восьмерик, и увенчивались высокой шатровой крышей с маленькой башенкой сверху, тоже покрытой шатром. Угловые башни строились высоким четвериком с четырехскатной шатровой крышей. Крепостные сооружения, почти лишенные декора, выделялись монументальными формами и крупным ритмом башен.

Главной особенностью пространственной организации уездных городов Темникова, Саранска, Краснослободска, Ардатова, Инсара XVIII–XIX вв. стало медленное освобождение от черт военного, а затем сельского поселения. Вся история местных городов отчетливо показывает главенствующую роль государственной власти в окультуривании пространства, ее стремление сформировать малые города как центры аграрного края, придать им цивилизованный облик. Заложенные на берегах небольших рек, на мысовых холмах городские центры всегда были обращены на обширные луговые поймы, откуда открывались выразительнейшие городские панорамы. Первоначальная градостроительная структура данных поселений – «крепость – торг – посад». Их архитектурный образ формировался не столько гражданскими зданиями, сколько соборами, приходскими церквами, городскими и пригородными монастырями. В XVI–XVIII вв. города представляли собой компактный прямоугольник деревянной крепости на краю холма и посад с разреженной дробной планировкой. В начале XIX в. после кардинальной реконструкции российских городов планировочной единицей селитьбы стал крупный квартал, а городские центры освободились от остатков крепостей для устройства прямоугольных площадей с административными зданиями. На рубеже XIX– XX вв. городская среда уплотняется и социально дифференцируется, появляются центральные улицы и заводские кварталы. Социалистическая реконструкция в XX в. заметно нарушила пространственную структуру и исказила облик малых городов.

Ардатов (осн. в XVII в.). До начала XIX в. село Новоникольское имело порядковую планировку и незначительное количество каменных зданий. В 1804 г. город получил регулярный генеральный план с системой прямоугольных кварталов, ориентированных по р. Алатырь, и центральной Соборной площадью.

К началу XX в. в Ардатове были сформированы деревянная одноэтажная застройка кварталов и панорама городского центра с противоположного берега реки. В XX в. город утратил культовый ансамбль центральной части, однако общегородской центр сохраняется на месте Соборной площади – на пересечении ул. Ленина и Луначарского. Новое типовое многоэтажное жилое строительство велось на восточной и северной окраинах города, на южной окраине создана промышленная зона.

Герб г. Ардатова. Утвержден 16 августа 1781 г. Описание герба: «В верхней части щита герб Симбирский. В нижней – две копны сена в серебряном поле, в знак великого изобилия сеном».

Инсар (осн. в 1648 г.). Градостроительная структура Инсара второй половины XVII – середины XVIII в. – «крепость – торг – посад». Деревянная крепость в форме прямоугольника с башнями по периметру была построена на холме у слияния р. Инсарки и Иссы. Посад с порядковой планировкой располагался северо-западнее крепости, между ними возникла торговая площадь.

В 1785 г. город получил регулярный генеральный план с прямоугольной системой крупных кварталов и центральной площадью. К середине XIX в. город расширился к югу, слободы нижней части отделились р. Инсаркой. В XX в. город со сносом культовых зданий утратил исторически сложившийся облик. Жилая застройка остается деревянной одноэтажной усадебного типа. По генеральному плану 1984 г. общегородской центр сохранился на пересечении ул. Гагарина и Московской, новая типовая многоэтажная жилая застройка велась на северо-западной, промышленная зона создана на юго-восточной окраине города.

Герб г. Инсара. Утвержден 28 мая 1781 г. Описание герба: «В первой части щита герб Пензенский. Во второй части, в золотом поле, большой лес, окруженный засекою с надолбами и воротами, означающие изобилие лесами и находящуюся при оном городе старинную засеку».

Краснослободск (осн. между 1535 и 1627 гг.). Градостроительная структура Краснослободска второй половины XVII – середины XVIII в. – «крепость – торг – посад». Деревянная крепость в форме параллелограмма с башнями по периметру была построена на высоком берегу р. Мокши, посад имел порядковую планировку. По генеральному плану конца XVIII в. город получил квартальную планировку, на месте крепости в южной части возникла прямоугольная Соборная площадь, в начале XIX в. к ней присоединилась торговая площадь. В XIX в. центральная площадь была обстроена 1–2-этажными каменными жилыми зданиями, в южной части был разбит городской сад. В конце XIX в. сложился второй ансамбль – Успенский монастырь в северной части города. К началу XX в. город имел выразительные панорамы, созданные гражданскими и культовыми зданиями, открывавшиеся от поймы р. Мокши с южного и восточного пригородов.

В XX в. город, незначительно выйдя за исторически сформированные границы, со сносом культовых зданий утратил сложившийся облик. В конце XX в. он разделился на две части – с одноэтажной деревянной усадебной и каменной многоэтажной застройкой. По генеральному плану 1984 г. главной композиционной осью является ул. Кирова, а общегородской центр располагается в кварталах по ул. Коммунистической, Интернациональной, Калинина и Ленина. Были сформированы две площади – Советская и Коммунаров.

Новая типовая пятиэтажная жилая застройка ведется в северной и северо-западной частях города.

Герб г. Краснослободска. Утвержден 28 мая 1781 г. Описание герба: «В первой части щита герб Пензенский. Во второй части в серебряном поле четыре сливные с плодами сплетенные ветви, в знак изобилия сего плода».

Темников (осн. в XIV в.). Градостроительная структура Темникова второй половины XVII–середины XVIII в. – «крепость – торг – посад». Деревянная крепость в форме трапеции с башнями по периметру была построена на правом берегу р. Мокши. Посад с 6 слободами располагался юго-западнее крепости в излучине реки, в соответствии с изрезанным рельефом он получил ветвистую планировку.

В начале XVIII в. центр города переместился западнее – к р. Мокше. В целом город оказался в неглубокой чаше, обращенной на реку. По генеральному плану 1797 г. была закреплена существующая планировка: слободы приобрели подобие радиально-кольцевой системы, сложились центральная часть с Соборной площадью, северная и южная части города с приходскими церквами. В XVIII в. р. Мокша стала композиционной осью, связывающей город с пригородным Санаксарским монастырем.

В XX в. город не получил значительного пространственного развития, но со сносом культовых объектов утратил исторически сложившийся облик. В 1970-е гг. он разделился на две части – с одноэтажной деревянной усадебной и каменной многоэтажной застройкой. По генеральному плану 1986 г. общегородской центр сохранился в исторической части, сформированы жилой район с типовой пятиэтажной застройкой и промышленная зона на северо-восточной окраине города.

Герб г. Темникова. Утвержден 16 августа 1781 г. Описание герба: «В верхней части щита герб Тамбовский. В нижней – великий и частый лес в золотом поле, в знак великого изобилия лесами».

Троицк. Троицкий острог был построен в 1590-е гг. при слиянии рек Мокши и Сезелды. Крепость в форме четырехугольника с 6 башнями-четвериками располагалась на левом берегу Мокши. Градостроительная структура Троицка XVII в. – «крепость – торг – посад», город приобретает полукруглую форму: крепость находится на краю возвышенности, к ней с трех сторон примыкают улицы; посад, заключенный между реками и окруженный земляным валом, принимает радиально-кольцевую структуру.

В начале XVIII в. город развивается в двух направлениях: одна слобода с ветвистой планировкой размещается западнее вторичных укреплений, другая вытягивается вдоль краснослободской дороги на север. Центральная часть, окруженная земляным валом и рвом, имела размеры около 700×700 м, длина верхней части города – 3 500 м. В конце XVIII в. город был упразднен.

Шишкеево. Шишкеевский острог был построен на левом берегу р. Шишкеевки против места впадения протоки Южга. Крепость с 4 башнями представляла в плане параллелограмм. В северо-западной стене были устроены ворота, за ними образовался торг. Посад стал формироваться к северу и западу от крепости. Шишкеев в 1780–1797 гг. являлся уездным городом Пензенского наместничества. После упразднения Шишкеевского уезда более 100 лет был значительным городом. В конце XVIII в. он имел регулярную структуру: все поселение овальной формы было заключено с юга, востока и севера рекой и двумя протоками, в юго-восточной части у берега р. Шишкеевки находились остатки крепости. Весь город членился на 15 крупных кварталов, большая часть улиц составляла прямоугольную сетку, но площадь сформирована не была.

Саранск был основан в 1641 г., как крепость на юго-восточной окраине Московского царства, на Атемарской засечной черте. В 1651 году Саранск стал административным центром Саранского уезда.

Функциональную структуру Саранска второй половины XVII – середины XVIII в. можно охарактеризовать формулой «крепость – два торга – посад» (планировочный тип – секторное поселение). В конце XVII в. река Саранка стала главной композиционной осью города. Крепость играла доминирующую композиционную роль и после того, как город утратил военную функцию. Она просуществовала до конца XVIII в. К тому времени торгово-ремесленный Саранск состоял уже из 5 слобод. Три из них располагались к северу от Саранки, две – к югу.

Первый генеральный план Саранска был разработан в 1784 – 1785 гг. и утвержден Екатериной Второй. Регулярный генеральный план заложил основу прямоугольной системы уличной сети с кварталами и площадями, сохранившейся – за небольшими исключениями – до наших дней в исторической части города. В нем были учтены сложившееся разделение города р. Саранкой на две части – верхнюю (нагорную) и нижнюю (напольную) и ориентация центра на ее широкую пойму. Город приобрел форму квадрата со срезанным северо-восточным углом; в середине прямоугольную сетку кварталов живописно разрезáла пойма р. Саранки.

Центральная площадь города стала формироваться в 1780-е гг. на месте северной части крепости, там, где размещались каменные соборные церкви и казенные палатки, на пересечении двух главных композиционных осей. По генеральному плану 1785 г. площадь удлиненных пропорций (1 : 4) вытянулась вдоль р. Саранки.

В XIX в. Саранск становится самым крупным среди городов мордовского края. Его планировка упорядочивается, но кардинально не меняется. Градостроительная деятельность этого периода направлена не на создание ансамблей, а на постепенное насыщение предметно-пространственной среды и увеличение плотности застройки. Заметно снижается роль государства в регулировании городской жизни, уменьшается значение такого важного инструмента градостроительства, как генеральный план. Инициатива переходит к частному застройщику. В 1893 г. через Саранск была проведена линия Московско-Казанской железной дороги.

В начале XX в. Саранск, второй по значимости город Пензенской губернии, оставался типичным уездным центром. В 1913 г. общая численность населения города составляла 16,2 тыс. человек.

Превращение Саранска из уездного центра в столицу республики обусловило существенные перемены в его культурно-экономической характеристике. В 1940 г. ленинградский институт Гипрогор разработал новую генеральную схему планировки города. Эти проекты предусматривали реконструкцию существующей застройки и развитие города на новых территориях в течение 15 лет с перспективной численностью населения 100 тыс. чел. Город планировалось расширять в северном и западном направлениях. Предприятия легкой и пищевой промышленности объединялись в компактную производственную зону.

Создание в 1957 г. Мордовского совнархоза придало мощный импульс городскому строительству. Но планомерное размещение крупных промышленных предприятий, сделавшее Саранск одним из промышленных центров Волго-Вятского экономического района и повлекшее форсированное жилищное строительство, привело в свою очередь к территориальному росту города и крупным градостроительным просчетам. В конце 1950-х гг. начато освоение свободных территорий к северо-западу и юго-востоку от старого города. В 1959 г. там начали формироваться четыре жилых района, появились первые массивы многоэтажной жилой застройки.

К 1988 г. численность населения Саранска выросла до 328,7 тыс. чел., что в значительной степени объяснялось форсированным ростом отраслей градообразующей группы. Жилищное строительство было напрямую связано с работой городской промышленности. С развитием северной промышленной зоны стал интенсивно застраиваться северо-западный жилой район, а по мере развития завода «Резинотехника» расширялся северо-восточный жилой район, южная промышленная зона развивалась вместе с юго-западным жилым районом.

Идеологией современного градостроительства становится комплексная реконструкция. В Саранске она должна охватить центр (новые общественные здания и комплексы, комфортабельное жилье, благоустройство). В генеральном плане 1988 г. предусматривался полный снос частной застройки. Для решения транспортной проблемы проводится прокладка вне центра скоростных транзитных магистралей.

Герб г. Саранска. Утвержден 28 мая 1781 г., вновь утвержден 8 июля 1994 г. Описание герба: «В серебряном поле красная лисица и три стрелы».

Иллюстрации

Старейшие города